18+

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В Генплан Самары внесли изменения

Почем фунт земли

№31 (7084) от 11.08.16

Поймать ловца

О Волга, колыбель моя!

№31 (7084) от 11.08.16

Памятная дата

В августе 2016 года исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося самарского живописца и графика заслуженного художника России Валентина Захаровича Пурыгина. Этой дате посвящена развернутая в Самарском художественном музее юбилейная выставка, все экспонаты которой – из фондов музея.
Мастера нет с нами уже почти полтора десятилетия, но с течением времени становится все более очевидным, что эта потеря невосполнима не только для Самары, но и для всего отечественного искусства.
с и Самары, которая стала для него по существу второй родиной. Работы Пурыгина неоднократно демонстрировались на областных, зональных, республиканских и всесоюзных выставках. Он сам и его семья в течение нескольких десятилетий были тесно связаны с Самарским художественным музеем. Здесь при жизни художника устраивались его персональные выставки, которые неизменно вызывали общественный резонанс. Музей дважды представлял творчество Пурыгина в Москве.

Грани таланта

Пурыгин был патриархом пейзажа. На десятках его полотен запечатлены все времена года, изменчивые «настроения» погоды. На них - и буйное весеннее цветение, и знойное летнее марево, и огненные краски осени, и белоснежные зимние панорамы. В каждой картине - свой колорит, своя неповторимая, берущая за душу нота.
Впечатляют выполненные в традиции академической школы полотна 1960-х - 1970-х годов. В их числе и привлекающий светлым, умиротворенным колоритом пейзаж «За Волгой», и постепенно насыщающиеся «глубинным» цветом работы «Весенний день», «Рождествено», «Рябина», и легендарный «Осокорь», как бы символизирующий мощную, непокорную личность самого художника. Интересны работы, созданные в разных уголках страны: в Москве, Крыму, Дагестане, Хвалынске. Есть полотна, на которых читаются отголоски разных живописных манер и техник, в том числе французских постимпрессионистов и пуантилистов, в каждой из которых тем не менее преобладает индивидуальность автора.
Художник прожил большую жизнь, и она далеко не всегда была легкой и безоблачной. Живопись Пурыгина 1940-х - начала 1960-х годов исполнена света, тепла, несет в себе огромный заряд жизненной энергии и оптимизма. Но катаклизмы бытия не прошли мимо чуткой, ранимой души мастера, и об этом явственно свидетельствуют работы, относящиеся к позднему периоду его творчества. Спокойные тона, настроение покоя и умиротворенности, которые преобладают у раннего Пурыгина, постепенно уходят из полотен, созданных в более поздние периоды. Эти картины уже лишены благодушной созерцательности, их отличает тревожный колорит. В поздних пейзажах Пурыгина практически нет безоблачного, ясного неба, в их подчеркнуто насыщенной цветовой гамме преобладают красные, оранжевые тона, притемненный колорит.
У творчества художника своя внутренняя драматургия. С годами постепенно нарастает драматизм полотен, свидетельствующий о бушующих в душе мастера бурях. Особое место в творчестве Пурыгина занимают необычные, пронизанные языческими мотивами мифологические сюжеты с причудливыми фантасмагорическими существами, в которых угадывается портретное сходство с самим автором. Это некий бунт дикой, первозданной природы и протест самого художника против порою уродливых гримас человеческого прогресса.
Если работы, относящиеся к первой половине творческого пути мастера, вызывают невольные ассоциации с Шишкиным, Пластовым, Жуковским, то полотна позднего Пурыгина - это уже парафразы живописных образов Босха.
В своих работах мастер предстает человеком, много пережившим и далеко не всегда обласканным судьбой. Но таков уж крест неординарных творческих личностей, будь то поэт, живописец или актер. Несмотря на отсутствие во многих работах Пурыгина атмосферы идиллии, они не настраивают на пессимистический лад. В них огромный заряд энергии, ощущение сильной личности их творца, имеющего свой собственный взгляд на мир. Именно в этом магнетическая притягательность полотен Пурыгина.

Юбилейная выставка

В живописной экспозиции, развернутой в Мраморном зале музея, основное внимание сосредоточено на пейзаже - главном жанре в творчестве Валентина Пурыгина. При этом значительную часть экспонатов составляют никогда не выставлявшиеся ранее полотна и этюды мастера - от ранних работ 1950-х годов до полотен, выполненных в начале 1990-х годов. Наряду с готовыми живописными полотнами в экспозиции представлены этюды и наброски художника. Таким образом, посетители выставки имеют возможность проникнуть в художественную «кухню» мастера, увидеть, как постепенно выкристаллизовывалась композиция картин, выполненных затем на холсте.
В зале лектория музея представлена графика Пурыгина. Это избранные работы из огромного графического наследия мастера, которое насчитывает свыше десяти тысяч графических листов, коллажей, зарисовок и набросков. Экспозиция дает представление о разнообразии техник и материалов, которыми виртуозно владел мастер. В их числе тушь и офорт, акварель и карандаш, уголь, пастель и сангина. Графике Пурыгина, как и всему его творчеству, присуще большое тематическое разнообразие. Это пейзажи и городские мотивы, портреты и анималистические наброски, мифологические и сказочные сюжеты. Можно увидеть отражающие творческую и личностную эволюцию художника жестковатые по колориту рисунки первых лет творчества, живописные карандашные зарисовки с видами Волги, сделанные в Дагестане темпераментные, выразительные, подчеркивающие пластику гор рисунки.
Нынешняя экспозиция - лишь крошечная толика насчитывающей более пятнадцати тысяч единиц хранения живописной и графической пурыгинской коллекции музея. Это дары вдовы художника Галины Дмитриевны и его сестры Эмилии.

Сохранить память

Огромное художественное наследие Валентина Пурыгина мастера все еще ждет своего изучения и разностороннего научного анализа. Это наследие бесценно. Без него сегодня уже невозможно представить культуру нашей губернии. Работы именно таких мастеров в 1950-е годы были ростками нового в живописи не только Самары, но и всей страны.
Мощный, самобытный талант Пурыгина сделал его известным далеко за пределами нашей области, но, как это часто бывает, современники все-таки в полной мере не воздали должное мастеру при его жизни. Вот почему Самара просто обязана достойно увековечить память о своем замечательном земляке.
К первой годовщине со дня смерти Пурыгина на студии «Волга-фильм» была снята о нем лента. Тогда же было принято решение о создании в нашем городе музея Валентина Пурыгина. Однако и сегодня, по прошествии почти полутора десятилетий, для этого пока мало что сделано. Жители Самары, не равнодушные к истории и судьбе культурного наследия нашего города, очень надеются, что в помещениях, примыкающих к расположенному на улице Венцека дому с атлантами, реставрация которого, кажется, набирает обороты, музей Валентина Пурыгина все-таки будет создан.

Досье
Пурыгин родился в 1926 году в Саратовской области в крестьянской семье, которая в 1931 году переехала в Самару. Здесь в студии старых самарских мастеров Подбельского и Краснова будущий художник получил первые уроки рисунка и живописи. С 1939 года по 1944 он учился в Московской средней художественной школе, а затем - до 1950 года, в Художественном институте имени Сурикова, работая в мастерской известного советского художника Г.Ряжского.
В Самару - тогда Куйбышев - Пурыгин вернулся в 1951 году. Оказавшись здесь впервые в пятилетнем возрасте, он в буквальном смысле слова прикипел к этому городу. Разлука с Куйбышевом помимо времени учебы длилась еще несколько лет, проведенных в столице и в Загорске. Но оторваться от ставших ему родными мест Пурыгин так и не смог, и в 1978 году он окончательно обосновывается в Куйбышеве.

Александр Морозов, заместитель генерального директора Третьяковской галереи, профессор:
«Творчество Пурыгина многолико. Что-то в нем может шокировать - эти его языческие боги, странные чудища, хотя это все равно далеко от того, что можно наблюдать в проектах современного актуального искусства. Мы пока что не отдаем себе отчета в том, что кажущийся кое-кому архаикой реализм на самом деле является искусством для всего мира. Все это привлекает колоссальное внимание, как привлекают внимание прекрасное дерево, прекрасные цветы, прекрасные женщины. К плеяде именно таких художников принадлежит Валентин Захарович Пурыгин. Он страдал от того, что новой России, как утверждали некие деятели культуры в начале 1990-х годов, не нужно естественное, природное искусство, что искусство вообще пойдет впредь по совсем иному пути. Для Пурыгина это был удар, но он не сломил его живописи. Все его картины - это фактически его автопортреты, их удивительный мир еще будет оценен по достоинству. Самара гордится спасенным от уничтожения русским авангардом, который стал украшением собрания местного художественного музея. Но не меньше, чем своим Малевичем, Самара будет славиться своим Пурыгиным».
 


Число просмотров: 39.


Написать комментарий




Спецодежда
реклама

<< Август 2016 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Новости в фото










реклама