18+

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В Генплан Самары внесли изменения

Почем фунт земли

№31 (7084) от 11.08.16

Поймать ловца

«Бытие композитора очень трагично»

Георгий Портнов
№31 (7084) от 11.08.16

Композитор — одна из редчайших и сложнейших музыкальных профессий. В Самаре ее представителей можно пересчитать по пальцам. Но едва ли не единственная, кто не только пишет музыку, но и передает свой опыт непростого ремесла новым поколениям больше 20 лет в нашем городе, - Алла Виноградова. Среди ее воспитанников по классу композиции, получающих «билет» в мир большой музыки, более 60 лауреатов различных композиторских конкурсов. Мы пообщались с членом Союза композиторов России, кандидатом искусствоведения, доцентом кафедры теории и истории музыки Самарского государственного института культуры о сложностях и природе композиторской профессии и о проблемах самарских композиторов. Поводом для разговора стало новое достижение воспитанников Аллы Виноградовой. Сразу трое учеников ее класса композиции, ребята в возрасте от 10 до 14 лет, стали лауреатами первых премий престижного Международного конкурса «Я — композитор» имени Валерия Гаврилина в Санкт-Петербурге.

- Вы сами из Белоруссии. А реализовали себя в Самаре. Почему?
- Наверно, сюда меня привела судьба. Я родом из Витебска. Там окончила музыкальную школу по классу фортепиано, потом музыкальное училище (теоретическое отделение). И в школе, и в училище занималась композицией. Моим первым педагогом по композиции стала выпускница московской консерватории, композитор Нина Устинова, представитель московской композиторской школы, сыгравшая в моей жизни большую роль.
Я так и не поехала поступать в Минскую консерваторию, зато были мысли о поступлении в Московскую или Питерскую. Но честно говоря, струсила. Так получилось, что когда я окончила музыкальное училище, несколько моих однокурсников поехали поступать в Саратовскую консерваторию, и я отправилась с ними, поступила, окончила. Потом судьба занесла меня на три года в Душанбе. В начале 90-х я оказалась в Самаре. Приехала осенью 1994 года, посмотрела город, который в золотисто-багряных тонах был особенно хорош, так и осталась здесь. По приезде в Самару я почти сразу вступила в российский Союз композиторов и стала преподавать. Началось все с Центральной музыкальной школы на улице Куйбышева. Там постепенно сформировался класс композиции, и там я преподаю до сих пор. Позже стала вести класс композиции и в школе № 1 имени Шостаковича. Кроме того, с 1999 года преподаю в Самарском институте культуры.
- Как сейчас выживают композиторы в годы кризиса и нехватки бюджетных средств на культуру?
- Проблема композитора в провинции заключается в том, что, получив консерваторское образование, он «попадает в ножницы» между своими творческими интересами, возможностями и невостребованностью серьезного музыкального искусства, неготовностью слушателя к новым явлениям в культурном пространстве. Даже если ему захочется сделать что-то новое в музыке, скорее всего, в провинции он не будет понят, поскольку эксперименты и открытия в области музыкального языка и идей здесь не приветствуются.
Да, в Самаре есть отделение Союза композиторов России, которое успешно возглавляет Марк Левянт и направляет свою деятельность на расширение творческих контактов с публикой, с исполнителями, на поддержку каждого из членов нашей организации. Ежегодно проводится фестиваль «Музыкальные автографы», где звучит музыка самарских композиторов. Но со стороны властей к нам, в принципе, нет никакого интереса. К сожалению, от чиновников нет хотя бы минимальной поддержки, например, конкурсов и стипендий, которые могли бы присуждаться за лучшие сочинения. Самарские композиторы, преодолевая различные трудности, за год готовят несколько концертных программ, о которых, скорее всего, ничего не подозревают те, кто занимается культурой и искусством области. Да, иногда, правда, мы привлекаем внимание. В год 70-летия самарского Союза композиторов тогдашний министр культуры Ольга Рыбакова подарила организации ежегодный абонемент в филармонии, где звучит наша музыка.
Еще одна проблема композиторского бытия: нехватка регулярных концертов наших сочинений, в том числе новых, ведь мы должны писать много-много музыки. Для этого нужны время и силы. Но когда мы разрываемся на нескольких работах, ни того, ни другого не остается. Никто из композиторов не живет своей сочинительской работой. Композиторам приходится выживать кто как умеет: одним — за счет педагогической работы, другим — с помощью написания аранжировок, третьим — исполнительской деятельностью. Творчество приобретает статус хобби и это, конечно, ужасно. Поэтому я всегда с улыбкой говорю, что бытие композитора очень трагично, ведь ты не можешь реализовать всего того, что мог бы или хотел бы.
- Чем характеризуется композиторская школа Самары?
- В Самаре много композиторов со своим неповторимым стилем. Состоя в одной организации и живя на одной земле, все они творчески влияют друг на друга. Но при этом, каждый сохраняет индивидуальность и определенные жанровые пристрастия. Марк Левянт – мэтр в области театральной и эстрадной музыки, хотя у него немало академических сочинений — вокальных, инструментальных и симфонических. Вячеслав Шевердин — блестящий пианист и импровизатор, у него огромный багаж ярких фортепианных сочинений и интересных вокальных и инструментальных произведений. Павел Плаксин — на мой взгляд, очень интересный композитор со своим ощущением музыкального языка. Он не только занимается обработками и аранжировками, но много экспериментирует и может позволить себе сочинить как авангардные, так и традиционные композиции. Григорий Файн работает в джазовой стилистике и успешно сочиняет не только фортепианную музыку, но и мюзиклы, и композиции для смешанных инструментальных составов. Светлана Мышкина пишет чудесную детскую музыку, вокальные, камерно-инструментальные сочинения. Есть в нашей организации и более молодое поколение — его представляют Илона Дягилева и Лея Витковская, которые, кстати, занимаются и воспитанием юных композиторов. Возможно, в силу своего возраста более молодые композиторы чаще других позволяют себе экспериментировать.
Что касается меня, в определенный период я больше стремилась к экспериментам в плане языка, затем были сочинения, связанные с православной тематикой и русской стилистикой, а в последние годы я увлеклась сочинением музыки для этнических инструментов, таких, как ханг, лира, кена, тин-вистл, лоу-вистл с их уникальными тембровыми красками. Создание музыки для этнических инструментов стало для меня отчасти просветительской работой, знакомящей публику с новыми тембрами.

От первого лица
Немного о плана

- В следующем году у меня юбилей, и хотелось бы сделать большую программу, может быть из нескольких концертов, где прозвучала бы музыка «старая», уже исполнявшаяся в Самаре, Москве, Санкт-Петербурге, в Германии, и музыка новая, которую очень-очень хочется написать, в том числе, для многих замечательных самарских исполнителей и подарить ее слушателям. Ведь для композитора, вкладывающего в свою музыку все самое лучшее, сокровенное, что открывает его душа, нет ничего важнее, чем быть услышанным и хоть немного понятым.

Кстати
Как говорит Алла, за 22 года работы у нее было несколько настоящих «звездочек», которые серьезно «прикипели» к этому делу и сознательно выбрали путь композитора, несмотря на все ожидающие их сложности и ее неоднократные предупреждения, что эта профессия не будет их кормить. По словам Виноградовой, сегодня можно назвать двух самобытных композиторов, выросших на самарской земле: это ее воспитанники Александр Петров и Петр Дятлов.
- Первый из них сейчас учится в Санкт-Петербургской консерватории на 3-м курсе композиторского отделения, - рассказывает педагог. - Саша занимался в моем классе композиции 8 лет с большой самоотдачей, рвением и невероятной влюбленностью в свое дело, мечтая продолжить обучение в Питере. Он является лауреатом многих конкурсов. Другой мой воспитанник, Петр Дятлов, многократный лауреат композиторских конкурсов, занимается композицией уже 14 лет и недавно поступил на композиторское отделение Московской консерватории. Если Александр как композитор тяготеет к русской традиции, то Петр в некотором смысле человек западноевропейской формации.
 


Число просмотров: 27.


Написать комментарий




Спецодежда
реклама

<< Август 2016 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Новости в фото










реклама