Главная
|
О нас
|
Редакция
|
Газета
|
Цены
|
Отчетная документация

№92 «Мы тебя не бросим»

№91 Тост за трезвость

№90 Взяли за «живое»

Поднять алый парус

Анна Штомпель

№86 (6754) от 20.06.14

 Валентина Николаевна Беляева, экскурсовод «Богатырской Слободы»: «Задумка хорошая, на воплощение – нет средств»

 

Эмоции по поводу «Заповедника сказок» четко делятся на «ах» и «ох»

Репортеры «Самарских известий» продолжают рассказывать вам про самые живописные, загадочные, полные мистики и легенд, маршруты Самарской области. Надеемся, что каждый из вас, путешествуя по губернии, откроет для себя что-то новое.

Окончание. Начало в №83

Краткое содержание предыдущего выпуска: в «Самарской Луке», на берегу реки Усы, притока Волги, вот уже почти 20 лет существует «Заповедник сказок», или «Богатырская Слобода». Это уникальный архитектурный комплекс в виде древнерусской крепости, созданный тольяттинским художником Виктором Петровым в традициях деревянного зодчества. Руководитель и духовный наставник «Слободы» – отец Феоктист.
В этом сказочном месте экскурсоводы не работают, а живут, и кокошники с сарафанами – их повседневная одежда. Только здесь вы можете увидеть менеджера в длиннополой рубахе с красным пояском, а во время прогулки на ладье познакомиться с иностранцем, который заверит вас, что «Самара – mucho bien». А чтобы окончательно погрузиться в сказочную атмосферу Древней Руси, вам предстоит самому все потрогать, примерить и испытать на себе...

Скрученное дерево
Валентина Николаевна машет нам из окна своего затейливого терема, который меньше всего похож на скучное понятие «музей». В своем наряде она так органично вписывается в окружающую обстановку, что это мы начинаем чувствовать себя странновато в джинсах и майках.
Мужчины торопятся примерить кольчуги и шлемы, вооружиться мечами и щитами. Они сейчас не взрослее маленького Темы, с восторгом тянущего свои ручонки к этим сокровищам. А их жены и подруги вдохновенно щелкают фотоаппаратами.
Валентина Николаевна рассказывает о жизни «Слободы» с мягким юмором, присущим светлому человеку. Даже если что-то или кого-то покритикует, тут же оговаривается: «Ну да ладно, не беда». Юля шепотом переводит своему испанскому мачо. Серхио увлеченно кивает. Вспоминаю слова Маргариты Северовны: «У нас вся Европа перебывала, весь мир. Китайцев только не было – на той неделе ожидаем...»
- Вот наших богатырей обучают рукопашному бою. Видите, как летят топорики... Батюшка сказал, у меня тоже хорошо получается ножи метать (смех аудитории). Это русская игра «Стенка на стенку». Целую неделю мы заготавливали снежные кубы, укладывали их, формировали стену. А наши молодцы разрушили за несколько минут. Зато радости было!.. Ребята на ходулях даже «Барыню» отплясывают. На большие праздники к нам сербы приезжают. Но мне не нравится их рукопашный бой – грубый, жестокий... Ну да ладно, не беда. Наверное, у них так принято. А наш бой – щадящий. Если соблюдать технику безопасности, надевать под кольчугу все, что положено, никаких травм не будет.
В картинной галерее – выставка работ Виктора Петрова.
- Как-то я задала художнику вопрос: «Виктор Дмитриевич, березы связаны с образом русской женщины – стройной, красивой. Но вот эту картину я не понимаю. Дуб без листвы – коряга...» А он в ответ: «Это мужская красота. Видите, дуб раскинул свои ветви, как руки, и оберегает все, что за ним». А про это скрученное дерево так сказал: «Это символ России. Сколько раз били ее по голове! Даже расщепили всю, а она постоит-постоит и опять поросль дает, и опять в силе».

Шкура неубитого медведя
Идем на стрельбище. Тропинка вьется между деревянных домиков. Навстречу попадаются женщины в сарафанах и мужчины в перепоясанных рубашках и широких штанах.
- Мы с вами сейчас в 10, 12, 15 веках, - ловко управляет «машиной времени» Валентина Николаевна. – Обратите внимание на сторожевые башни. По проекту их 12, а пока только две. Они стоят под специальным углом: если враг сунется, обязательно попадет под обстрел. Сейчас вы сами почувствуете, как тяжело было раньше попасть в цель.
Медведь на ярко-желтом фоне виден издалека. На голове – мишень. Валентина Николаевна учит всех, словно заправская амазонка: «Стрела лежит горизонтально, пальчик убираем, лицом вправо – такая стойка...»
Первая стрела вонзается куда-то в бок косолапому. Пусть не в мишень, но кто скажет, что не в медведя?! Туристы быстро входят во вкус. Только и слышно: «Ты как индеец», «Не забывай про стойку», «О, Серхио, молодец!» Неубиваемый медведь снисходительно подставляет свою шкуру под забавы воинов 21 века.
А вот и юные богатыри. Двое мальчуганов лет 12-13, русоволосый и рыженький, в серых рубахах и просторных штанах. Единственная уступка современности – резиновые шлепанцы.
- Влад, - представляется русоволосый. – Влад Александрович.
- Семен Дмитриевич, - солидно вторит рыженький.
Оба из Тольятти. В «Слободе» живут около трех лет. Научились всему – и воинскому искусству, и домашнему хозяйству, и верховой езде.
- А не слишком здесь строго? Наверное, хочется побаловаться?
- Нет... – не очень уверенно отвечают друзья.
- Меня порой спрашивают: «А ребята не ссорятся?» - улыбается Валентина Николаевна. - Как не ссорятся – это же мальчишки! Но я ни разу не видела драк или сквернословия. Когда вокруг порядок, то и ребенок подтягивается.
Конечно, бывают и проступки, и наказания, в чем смущенно признается Влад.
- Ты объясни, какие наказания, - подсказывает Валентина Николаевна.
- Ну, отжимания. Или в конюшне прибрать...
- А телесные – прутиком по мягкому месту?
Оказывается, такое в «Слободе» не практикуют.
Я ожидала, что на вопрос «Кем ты хочешь стать?» Влад и Семен наперебой ответят: «Капитаном ладьи... Главным воеводой...» – или что-то в этом роде. Но друзья замялись и утаили свои планы. Наверное, они слишком сокровенны, чтобы делиться с первым встречным.

Дань памяти
Оставив туристов сражаться с медведем (точно зная, что победит дружба), мы с Валентиной Николаевной продолжаем прогулку по территории.
Крохотная часовня. Стены увешаны иконами, а из остального убранства – лишь столик с емкостью, куда в песок ставят зажженные свечи. Свечи со спичками лежат у входа. «Зачем деньги? – говорит Валентина Николаевна. – Они бесплатные».
Трапезная одновременно может вместить 150 человек. Сейчас длинные столы и лавки пустуют. Второй этаж не достроен – голые доски.
- Наверху должно быть кафе для разных торжеств. К нам идут безалкогольные свадьбы. Находятся люди – все равно весело. За десять лет я ни разу не видела пьяных.
Валентина Николаевна добавляет, что им очень нужны повар и помощник. Если кто заинтересуется – милости просим.
На окраине возвышается деревянный крест без всяких памятных надписей.
- Меня порой спрашивают: «Здесь кто-то похоронен?» Нет. Этот крест – в память всех павших воинов. Не имеет значения, в каком веке или месте они погибли. Все – герои: защищали свою Родину.
В «Слободу» приезжают люди разного вероисповедания. Каждый по-своему молится. Кто-то крест целует, кто-то поодаль стоит. Но все отдают дань памяти павших в битвах минутой молчания.

«Нужна дорога»
В последнюю неделю июля в «Слободе» проходит праздник рукопашного боя «Богатырская силушка». Участники – со всей России и Сербии. Гостям выделяют место для палаток и костровища.
- А сколько народу ожидается на праздник?
- Трудно сказать, но с каждым годом все меньше, - отвечает Валентина Николаевна. – Первый раз было 500 человек, а потом... (Вздыхает). Причин много. Задумка хорошая, а на воплощение – нет средств. Обслуживающего персонала не хватает. Дерево гниет... Посмотрите, сколько у нас долгостроя. Например, кузница с банькой для кузнеца. «Золотошвейная мастерская». Или эта сувенирная лавка. Здесь были даже мастер-классы, а сейчас все заброшено. Нам нужна дорога. Будет дорога – пустят транспорт. Хотя бы одну маршрутку в день...
В домике без крыши поселилось живое дерево. Ему уже тесно: ветка проткнула деревянную стену. «С 90-х годов стоит...» - вздыхает моя спутница.
На сайте у «Богатырской Слободы» указан конкретный спонсор. Валентина Николаевна в сердцах замечает:
- Где он? Пусть покажется на деле.

«Ах» и «ох»
Администратор Маргарита Северовна – одна из родоначальниц «Слободы», и ей невыносимо видеть, как все приходит в упадок.
- Мы постоянно слышим от руководителей, что надо поднимать духовность, восстанавливать историческую память, развивать внутренний туризм... Это как раз то, чем занимается наш батюшка. Почему же мы забыты властями? Стройка народная, серьезной финансовой поддержки нет. Проект большой, много направлений: конное, ладейное... Чтобы все это по-настоящему заработало, нужны вложения. Наш план – открыть 100 таких застав по России.
Эмоции по поводу «Богатырской Слободы» четко делятся на «ах» и «ох». «Заповедник сказок» восхищает, трогает и манит к себе. Но, как любой заповедник, нуждается в бережном отношении – иначе ему грозит зачахнуть. Яркие фотоотчеты из Интернета – это еще не повседневная жизнь. «Слобода» похожа на красавицу, которая увяла с годами, но изо всех сил делает вид, что по-прежнему хороша. Или на одну из собственных ладей, которые катают туристов, не поднимая алые паруса. Вроде и весело, и с ветерком, но...
Разбегающийся персонал, закрытая сувенирная лавка, огромное количество недостроя и на данный момент всего четыре воспитанника... Грустно, господа. Давайте поможем сказке! Тут действуют не законы природы, а иные законы, понятные и власти, и бизнесу, и туристам. Красавица на реке Уса может не только расцвести вновь, но так заблистать, что слава о ней охватит весь мир.
Правда, слышала я и такое мнение: «Мне больше нравилось, когда турбаза была – пиво продавали». Выбор за вами.

Число просмотров: 219.


Написать комментарий





<< Июль 2014 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      









Добавить рекламное объявление



Союз Журналистов России - Самара







Главная
|
О нас
|
Редакция
|
Газета
|
Цены
|
Отчетная документация
Copyright "Самарские известия" 20052013г.
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на "СИ" обязательна.